Директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России Андрей Бокарев, директор проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации" в интервью ТАСС — о главных задачах в работе с молодежью, детьми, их родителями и преподавателями в сфере финансовой грамотности.
— Завершилась IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Каковы, на ваш взгляд, ее главные результаты?
— В этом году мы зафиксировали рекордную для нас численность аудитории, принявшей участие в мероприятиях Недели. Первый раз Неделя финансовой грамотности прошла в 2015 году в десяти российских регионах, а в 2018 году ее мероприятия охватили уже все 85 регионов страны. В них приняли участие 2,5 млн человек, что почти в два раза больше, чем в 2017 году.
Лидерами по количеству участников Недели стали: Республика Татарстан (133 685 участников), Алтайский край (129 500 участников), Республика Башкортостан (129 000 участников). Особое внимание аудитории привлекло родительское онлайн-собрание в "Одноклассниках", трансляцию посмотрели более 1,3 млн человек из 80 российских регионов.
— Как вы адаптировали программу для привлечения внимания детей и подростков?
— Мы решили увязать Неделю финансовой грамотности — 2018 с предстоящим в России чемпионатом мира по футболу, придумали и провели в регионах викторину "Финбол": это командное интеллектуальное соревнование, чем-то напоминающее игру "Что? Где? Когда?". Мероприятия Недели и в целом программа финансового образования рассчитана на разновозрастную детскую аудиторию. Например, для дошколят шести-семи лет в рамках проекта придуман курс "Приключения кота Белобока, или экономика для малышей". Мы видим, что игровые форматы, квесты, интеллектуальные викторины, на которые мы делаем упор, очень благодарно воспринимаются, они интересны и детям, и подросткам.
Первостепенное внимание мы уделяем также семейной аудитории — не случайно итоги Недели мы подвели на днях в Москве на Семейном финансовом фестивале.
— Каким образом планируется внедрять программы повышения финансовой грамотности в российских школах и вузах?
— Федеральный Закон об образовании дает право школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности. Это позволяет вводить основы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. При этом мы работаем над тем, чтобы в школах преподавали финансовую грамотность на постоянной основе, но не отдельным предметом, а в рамках уроков по математике, обществознанию, основам экономики, географии, истории, ОБЖ, литературе.
Игровые форматы, квесты, интеллектуальные викторины, на которые мы делаем упор, очень благодарно воспринимаются, они интересны и детям, и подросткам.
Стоит отметить, что в настоящее время подготовлена для распространения в регионах линейка УМК (учебно-методических комплексов) для детей со второго по 11-ый классы. Безусловно, мы стараемся всесторонне подходить к продвижению идей финансовой грамотности, поэтому методические пособия созданы и для преподавателей. Рассчитываем, что использование этих учебников в образовательном процессе будет полезным и для родителей, поскольку дети зачастую, получив какие-то новые знания в школе, приходят домой и рассказывают в семье о том, что их впечатлило, спрашивают совета.
— Каким образом проходила апробация новых учебных пособий и когда они будут доступны для регионов?
— Первое пилотное издание мы выпустили два года назад, оно прошло апробацию в пяти российских регионах — мы их протестировали, спросили мнения людей. Нам было необходимо понять реакцию, оценить восприимчивость учеников, преподавателей, экспертного сообщества, родителей, узнать, насколько им будут интересны наши материалы, как они их воспримут. Все-таки в России ранее подобные учебные пособия не издавались.
Мы получили множество позитивных откликов и несколько реально конструктивных критических замечаний, все это помогло нам успешно доработать учебные материалы. К осени 2018 года должно выйти второе, дополненное издание. На данный момент 45 российских регионов — более половины страны — выразили желание использовать данные учебные пособия в образовательном процессе, причем речь идет как о крупных мегаполисах, так и о небольших городках. География распространения нашего образовательного проекта очень широка. Минфин передаст эти УМК образовательным учреждениям на безвозмездной основе.
Нам важно также подготовить преподавателей к тому, чтобы они могли вести этот предмет (финансовую грамотность — прим. ТАСС) в школах на регулярной основе. На базе ведущих вузов — ВШЭ, РАНХиГС, МГУ, Педагогический университет — создана сеть методических центров, которые готовят педагогов для всех ступеней системы образования. До конца 2019 года в рамках Проекта в общей сложности будет подготовлено около 30 тыс. педагогов, включая учителей сельских школ. Таким образом, более половины школ всей страны уже будут иметь подготовленных педагогов по финансовой грамотности.
Подведение итогов IV Недели финансовой грамотности для детей и молодежи / Семейный фестиваль в Москве, 19 мая 2018 года
— В чем, по вашему наблюдению, заключаются самые распространенные финансовые ошибки молодежи?
— Дети и молодежь осваивают интернет-технологии и средства коммуникаций куда быстрее старшего поколения, а значит, в большей степени подвержены риску попасться на потребительские уловки или стать жертвой интернет-мошенничества. Конечно, невозможно дать исчерпывающие инструкции о том, как полностью обезопасить свои финансовые операции в интернете, но мы можем дать базовые знания, универсальные принципы, которые помогут избежать финансовых ловушек.
Молодежь часто не в курсе положенных им по закону налоговых льгот, не представляет, как оформить налоговый вычет. А уж о пенсионном страховании обычно у нас в молодости мало кто задумывается, а зря. Прошли уже те времена, когда за человека все решало государство, сейчас необходима самостоятельность.
Кстати, родители зачастую сами не в состоянии ответить на некоторые вопросы детей, поэтому, развивая финансовую грамотность детей, мы оказываем воздействие на восприятие этой тематики их родителями, — это, безусловно, важно.
Невозможно дать исчерпывающие инструкции, о том, как полностью обезопасить свои финансовые операции в интернете, но мы можем дать базовые знания, универсальные принципы, которые помогут избежать финансовых ловушек
Одним из ключевых обращений Недели к аудитории является тезис: "Финансовая грамотность начинается в семье". Наши опросы показали, что лишь в 30% российских семей родители разговаривают с детьми о семейном бюджете, объясняют им правила ответственного финансового поведения. Мероприятия Недели финансовой грамотности и весь проект в целом направлен на то, чтобы этот тренд переломить.
— Как вы оцениваете уровень финансовой грамотности населения по сравнению с 2011 годом, в который программа была внедрена Минфином?
— Начиная с 2012 года, Россия участвует в оценках, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), — в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В 2015 году по оценке уровня знаний 15-летних школьников Россия заняла четвертое место, опередив, например, Австралию и Нидерланды. Молодежь всегда наиболее восприимчива к новым знаниям, тогда как люди зрелого возраста зачастую скептически относятся к переменам. Мы понимаем это и поэтому создали курсы для обучения взрослых на предприятиях. Ряд крупных российских компаний уже проявил заинтересованность и организовал обучение на основе наших материалов. Мы будем и дальше расширять работу в этом направлении.
Для нас важны интерес и поддержка граждан: чем большее количество российских городов и регионов присылают нам заявки на проведение подобных мероприятий, тем больше у нас желания и готовности работать дальше и предлагать новые форматы взаимодействия.
Беседовала Вера Клюева
Источник: ТАСС